Крест «Деисус. Ангел-Хранитель»

КС016

Новый товар

Тельный крест четырехконечной формы с расширяющимися секирообразными концами, соединенными перемычками, образующими круг. Такая форма характерна для древних новгородских крестов, таких как Алексеевский победный крест XIV в. из Софийского собора в Новгороде и поклонный крест XIII–XIV вв. из Боровичей.

Серебро, позолота, чернение
Размер: 35 × 22 мм
Вес: ~ 7,5-9 гр

Подробнее

В наличии

8 200,00 руб

Добавить в избранное

Описание

Серебро, позолота, чернение
Размер: 35 × 22 мм
Вес: ~ 7,5-9 гр

Тельный крест четырехконечной формы с расширяющимися секирообразными концами, соединенными перемычками, образующими круг. Такая форма характерна для древних новгородских крестов, таких как Алексеевский победный крест XIV в. из Софийского собора в Новгороде и поклонный крест XIII–XIV вв. из Боровичей, и перекликается с простой формой тельников XII в., где крест был заключен в круг.

В сочетании двух главнейших символов – круга и креста – заключен глубокий смысл, и понимание его неоднозначно. Солярная символика круга позволяет воспринять его как символ Христа – Солнца Правды, источник Божественного Света. Но, пожалуй, еще ярче здесь выступает значение круга как символа безначальности и бесконечности, обозначающего Творца мира и вселенскую сферу, освященную Крестом – символом искупительной Жертвы Спасителя. «О, необычайное чудо! Широта и долгота креста равны небесам, так он все освящает Божественною Благодатию» (стихира на хвалитех, глас 8).

На лицевой стороне креста изображена композиция, называемая Деисис, что в переводе с греческого означает «моление». Центральному образу Христа Вседержителя предстоят в молении справа от Него – Божия Матерь, слева – Иоанн Предтеча, а сверху и снизу – архангелы Михаил и Гавриил. Фигуры даны погрудно. Этот иконографический сюжет часто встречается на энколпионах XII–XIV вв. Его можно увидеть и на поклонном кресте из Боровичей. Византийская трехчастная икона Деисис явилась тем ядром, из которого развился весь иконостас русских храмов. Интересно, что на Руси греческое слово Деисис было образно воспринято как составное из двух русских – Деяния Иисуса, поэтому его написание в русском языке обычно через «у» – Деисус. Тем самым эта икона приобрела литургическое значение. На кресте, который и сам понимается как Дело Божие, оно выступает особенно ярко.

Оборотная сторона креста выполняет защитно-оградительную функцию и несет изображения защитников Церкви и православного человека. Центральное место занимает образ святого Ангела-хранителя в полный рост с крестом и мечом в руках. Такие изображения, сходные с образом архангела Михаила, с XVI в. часто встречаются на обороте русских нагрудных крестов. Слева от Ангела-хранителя изображен святой Николай Чудотворец, справа – святой преподобный Сергий Радонежский. Завершает композицию Нерукотворный образ Спасителя, понимаемый как образ Христа-Иерея, главы Церкви. Тем самым композиция в целом раскрывает единство во Христе святых, изображенных на обороте креста, являющих собой образ Христовой Церкви. Кроме того, Нерукотворному Образу придается и защитное значение, что связано с историей самой иконы, которая была создана Господом в помощь страждущему человеку (царю Эдессы – Авгарю), а в дальнейшем, находясь над вратами крепости, служила защитой города от врагов.

На дугах, соединяющих концы креста, – начало тропаря Честному Кресту: Сп7си2, гDи, лю1ди тво‰, и3 бл7гослови2 достоsніе твоE.

Отзывы

Пока нет обзоров.

Написать отзыв

Крест «Деисус. Ангел-Хранитель»

Крест «Деисус. Ангел-Хранитель»

Тельный крест четырехконечной формы с расширяющимися секирообразными концами, соединенными перемычками, образующими круг. Такая форма характерна для древних новгородских крестов, таких как Алексеевский победный крест XIV в. из Софийского собора в Новгороде и поклонный крест XIII–XIV вв. из Боровичей.

Серебро, позолота, чернение
Размер: 35 × 22 мм
Вес: ~ 7,5-9 гр