Крест «Распятие С Предстоящими. Божия Матерь Оранта»

КС067

Новый товар

Маленький нательный крес­тик имеет форму, характерную для группы византийских энколпионов X–XII вв., где расширяющиеся от центра балки за­вершаются полу­кружием с усту­пами по краям. Пропорции крес­та близки к грече­ским, со слегка удлиненной нижней балкой.

Серебро, позолота, чернение
Размер: 22×15 мм
Вес ~3,7 гр

Подробнее

В наличии

6 300,00 руб

Добавить в избранное

Описание

Серебро, позолота, чернение
Размер: 22×15 мм
Вес ~3,7 гр

Маленький нательный крес­тик имеет форму, характерную для группы византийских энколпионов X–XII вв., где расширяющиеся от центра балки за­вершаются полу­кружием с усту­пами по краям. Пропорции крес­та близки к грече­ским, со слегка удлиненной нижней балкой. Оглавие не­подвижное, бочко­образной формы. Ико­но­графическая схема также традиционна для древних византийских крестов.

На лицевой стороне изоб­ражена лако­ничная композиция Распятия. В центре прямая фи­гура распятого Христа. Подобную иконогра­фию распятого Спа­си­теля, характерную для большинства древних крестов, часто назы­вают образом Христа-Триумфатора. Крест­ная смерть Спасителя в ней не затеняет торжество Господа, победившего ад и смерть. Возможно, что по этой же причине на многих древних нагрудных крестах не изображалось само крестное древо, но непременно присутствовала его нижняя часть – подножие, которое, согласно византийскому цере­мо­ниалу, означает величие изображаемого лица и тем самым показывает Спасителя как Царя Славы. «Возносите Господа Бога нашего и покланяйтесь подножию ногу Его, яко свято есть», – поется в словах псалма (пс. 98.5). Для нас важно, что этот же стих псалма выбран и для прокимена на литургии в праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста и связан с поклонением Кресту. В нашей работе мы сле­дуем указанной древней
иконографи­ческой традиции. Над голо­вой Хрис­та имеется титло И&С Х&С, ти­пичное для всех крестов VII–XVI вв. Над ним как символ крестной жер­­твы Спасителя поме­щен четырехконечный крест.

В полукружиях окончаний
гори­­зонтальной балки изобра­жены по­грудные образы пред­стоящих: Божией Матери – по правую руку Христа и Иоанна Богослова – по левую. Простертые руки Спасителя, благодаря компактности композиции, касаются нимбов Его Пре­чистой Матери и ученика. Тем самым как бы соединяя их согласно евангельским словам: «Жено! Се сын Твой» (Ин. 19.26) и «Се Матерь Твоя!» (Ин. 19.27). Эти слова часто встречаются на древних византийских крес­тах с образом Распятия с двумя предстоя­щими: Божией Матерью и Иоанном Богословом. В них выражена не только любовь Христа к близким Ему людям, но и уже положено основание Церкви, символическим образом которой является Богородица, т.к. в Ней и в тайне Воплощения в наивысшей степени выражается сущность Церкви – связь между Богом и человеком. Этими словами Христос также утверждает право материнского заступничества Богородицы не только о лю­бимом ученике, но и о каждом человеке. В связи с вышесказанным вспоминаются суровые и в то же время полные любви слова святого Киприана: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец».

Идею земной Церкви раскрывает композиция оборотной стороны креста. Ее центром является ростовая фигура Божией матери Оранты, с молитвенно воздетыми руками. Над ее головой, как символ вселенской Церкви, изображен крест в
круге. Сходный образ Богоматери – Церкви часто встречается в раннехристианском искусстве. Наиболее ярко идея создания Церкви выражена в деревянном рельефе «Вознесение Христа» на дверях римской бази­ли­ки Санта Сабина (422–432 гг.), где внизу изображена Богородица в позе, близкой к оранте, а по сторонам – первоверховные апос­толы Петр и Павел, держащие над ее головой крест в круге.

На нашем кресте по сторонам Богоматери в полукружиях изображены погрудные об­ра­зы свя­тых защитников Церкви: Николая Чудотворца и Георгия Победоносца.

Такая иконографическая схема в указанном символическом значении нередко встречает­ся в русской иконе и иконной мелкой пластике.

Отзывы

Пока нет обзоров.

Написать отзыв

Крест «Распятие С Предстоящими. Божия Матерь Оранта»

Крест «Распятие С Предстоящими. Божия Матерь Оранта»

Маленький нательный крес­тик имеет форму, характерную для группы византийских энколпионов X–XII вв., где расширяющиеся от центра балки за­вершаются полу­кружием с усту­пами по краям. Пропорции крес­та близки к грече­ским, со слегка удлиненной нижней балкой.

Серебро, позолота, чернение
Размер: 22×15 мм
Вес ~3,7 гр