Крест «Санкт-Петербургский »

КС045

Новый товар

Серебряный с позолотой нагрудный крест посвящен нашему городу – Санкт-Петербургу и сделан в ознаменование его 300-летия. Этой работой мы хотели напомнить, что Санкт-Петербург, несмотря на все своеобразие, является русским, православным городом.

Серебро, позолота, чернение
Размер: 53×32 мм
Вес ~14,1 гр

Подробнее

В наличии

13 500,00 руб

Добавить в избранное

Описание

Серебро, позолота, чернение
Размер: 53×32 мм
Вес ~14,1 гр

Серебряный с позолотой нагрудный крест посвящен нашему городу – Санкт-Петербургу и сделан в ознаменование его 300-летия. Этой работой мы хотели напомнить, что Санкт-Петербург, несмотря на все своеобразие, является русским, православным городом. Он был основан как столица православной державы и имеет духовную преемственность со всей предшествующей культурой и сакральной историей России и ее крестной матери – Византии. Главным качеством строящейся столицы считалось не ее внешнее великолепие, а ее святость. В гимнографии этого периода Петербург сравнивается с кораблем апостола Петра, т.е. город воспринимается как священное пространство, как храм Божий. И в дальнейшем за пышным мирским фасадом северной столицы протекала богатая духовная жизнь, подвизались святые. В трагические периоды истории святость Петербурга вспыхивала еще ярче. Мученическая смерть царя Николая II и его семьи, взявших на себя грехи своего народа, созвучна подвигу первых русских святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Неслучайно один из последних оптинских старцев Нектарий в 1922 г. послал свое благословение Петрограду как «самому святому городу во всей России».

Именно крест как главный христианский символ позволяет показать православную идею, которая была заложена в основание Санкт-Петербурга, хранила его в трудные периоды истории, хранит и по сей день.

Для петербургского креста была выбрана широко распространенная в Византии и древней Руси четырехконечная форма с расширяющимися балками и подвижным бочкообразным оглавием. Композиционное размещение образов также характерно для древних ви-
зантийских и русских крестов. В целом, благодаря вьющемуся орнаменту, заполняющему свободное от икон пространство, крест воспринимается в неовизантийском стиле, который был характерен для Петербурга XIX в. и отражал подъем национального сознания в России.

Центром композиции лицевой стороны нагрудного креста является фигура распятого Спасителя, который обозначает собой центр мира, где Господь совершает наше спасение: «Бог же царь наш прежде века содела спасение посреде земли» (Пс. 73.12). Для нас этим центром становится родной город.

К концам крестообразного клейма с Распятием примыкают четыре круглых медальона с иконами. В верхнем – изображение Этимасии (уготованного престола). В нашем случае, когда присутствуют символы: Бога Отца – престол, Бога Слова – Евангелие и Бога Духа Святого – голубь, Этимасия понимается как символический образ Пресвятой Троицы. Кроме того, что подобные изображения традиционны для многих русских крестов, символ Пресвятой Троицы указывает на день закладки Санкт-Петербурга – Троицын день 16 (27) мая 1703 г. Важнейшие монастыри, соборы и множество храмов в Петербурге были освящены во имя Пресвятой Троицы.

В нижнем медальоне помещен образ святого Андрея Первозванного с апостольским жезлом в руке. Он напоминает нам, что по преданию земля, на которой возник Санкт-Петербург, была освящена святым апостолом Андреем Первозванным, водрузившим здесь свой жезл. Мистическим образом это произошло вторично, когда при закладке новой столицы Петром I в основание города был положен золотой ковчег с мощами святого апостола Андрея.

В медальонах слева и справа от Распятия помещены образы предстоящих первоверховных апостолов Петра и Павла. Такая композиция в церковном искусстве представляет крест как основу Церкви, а образы первоверховных апостолов – Церкви: Западную и Восточную, где апостол Петр особо чтим на христианском Западе, а апостол Павел – на Востоке. Таким образом передается идея внутреннего единства христианского мира, которая нашла отражение в закладке 29 июля 1703 г. (в день апостолов Петра и Павла) первого Петербургского храма – деревянной церкви святых апостолов Петра и Павла, а в дальнейшем – Петропавловского собора. Кроме того, здесь отражен и духовный смысл создания новой русской столицы – поворот православной России к западной Европе.

В оглавии креста имеется изображение двуглавого орла. Оно напоминает нам и о легендарном орле, появившемся в небе при закладке города и, конечно, являясь духовным и государственным символом, унаследованным Россией от Византии, говорит о столичном статусе Санкт-Петербурга.

Оборотная сторона креста посвящена святым покровителям и защитникам нашего города. В средокрестии помещена икона Божией Матери Казанская, особо чтимая в Петербурге. Она издавна почиталась как хранительница дома Романовых и помощница в ратных подвигах. Поэтому в 1710 г. по велению Петра I Казанская икона в качестве палладиума города доставлена в Петербург. Тем самым северная столица была вверена под защиту Божией Матери. Интересно свидетельство митрополита Ливанского Илии о покровительстве Богородицы нашему городу в период блокады Ленинграда. Владыке об этом поведала сама Божия Матерь, явившись ему во время молитвы перед списком Казанской иконы.

На концах балок креста находятся круглые медальоны с образами петербургских святых. В основании креста помещен образ апостола Петра – святого хранителя Санкт-Петербурга. В левой руке он держит символ города – Петропавловский собор, а в правой – ключи от Царства Небесного, иллюстрируя слова Христа: «и дам тебе ключи Царства Небесного, и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Матф. 16.19). Такое сочетание двух символов в руках апостола, показывая связь земного с небесным, позволяет и другие варианты восприятия, где ключи имеют значение ключей от города, а символ города – Петропавловский собор понимается как образ горнего града, чем собственно и является православный храм. Следует отметить, что два скрещенных якоря на гербе Санкт-Петербурга в духовном плане несут ту же символику, что и ключи, так как якорь, являясь символом надежды и спасения, в этом качестве соотносится с ключом от рая.

Важно также отметить, что, назвав новую столицу именем святого апостола Петра, царь Петр I желал получить небесную поддержку первого римского епископа в планируемой им церковной реформе, освятить свое право «разрешать» и «связывать». В то же время этот уклон в сторону Рима полностью компенсировался выбором второго небесного покровителя – святого благоверного князя Александра Невского, именем которого был освящен новый духовный центр России – Александро-Невская лавра. Его образ помещен в верхней части петербургского креста. С момента переноса мощей святого князя в Санкт-Петербург в 1723 г. Александр Невский становится небесным защитником северной столицы, тех мест, где он некогда так славно подвизался для блага своей родины и Православной Церкви. Почитание Александра Невского имело чрезвычайно важное значение для Петербурга. Его деяния как полководца, политика и поборника веры освящали замыслы Петра I по укреплению государства российского и новой столицы. И в дальнейшем святой князь оказывал нашему городу чудесное заступничество от врагов, охраняя северные пределы России.

На концах горизонтальной балки креста находятся медальоны с образами святых, горячо любимых и почитаемых православными петербуржцами. Это образ святого праведного Иоанна Кронштадтского – слева, и образ святой блаженной Ксении – справа от Казанской иконы Богородицы.

Блаженная Ксения – первая петербургская святая, подвизавшаяся в середине XVIII в. в родном городе. Днем она несла тяжелый подвиг юродства, а ночами трудилась на постройке храма на Смоленском кладбище. За великие подвиги и терпение Господь прославил свою избранницу даром прозрения сердец и будущего. Те люди, к которым она заходила, или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. По окончании своей земной жизни блаженная Ксения не переставала помогать людям в их скорбях и житейских нуждах. И по сей день мы ощущаем ее молитвенную помощь. Второй подлинно народный святой – праведный Иоанн Кронштадтский совершал свое пастырское служение во второй половине XIX–начале XX в. в кронштадтском Свято-Андреевском соборе. Святой своей жизнью и непрестанной молитвой достиг дара исцелений и прозорливости. К нему обращались за помощью не только из Петербурга, но из всей России, и даже из заграницы. Он единственный из священников мог принимать исповедь у пяти тысяч человек одновременно. Его безмерная любовь к людям и сегодня приносит облегчение всем обращающимся к нему с молитвой.

На оборотной стороне креста над образом святого Петра имеется текст молитвы на церковно-славянском языке: Вёрую гDи: помози2 моему2 (Марк 9.24).

Эти евангельские слова были последними словами умирающего Петра I. Вспомнив предшествующие этой фразе слова Христа: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Марк 9.23), мы поймем, что наш чудесный город возник из топей и болот не по державной воле его основателя, а скорее по его вере и воле Божией. Оглядываясь на трехсотлетнюю историю нашего города, мы видим, что все сделанное смертным человеком без Божьего благословения также смертно, а живет и возрождается все, в чем присутствует благодать Божия. Если в нашем сердце остается хотя бы крупица веры, то миллионы сомнений рассеются от сердечного призыва к Господу: «Верую, Господи! Помоги моему неверию», ибо «все возможно верующему».

Отзывы

Пока нет обзоров.

Написать отзыв

Крест «Санкт-Петербургский »

Крест «Санкт-Петербургский »

Серебряный с позолотой нагрудный крест посвящен нашему городу – Санкт-Петербургу и сделан в ознаменование его 300-летия. Этой работой мы хотели напомнить, что Санкт-Петербург, несмотря на все своеобразие, является русским, православным городом.

Серебро, позолота, чернение
Размер: 53×32 мм
Вес ~14,1 гр