Крест «Спас Нерукотворный» с подвесками «Альфа» и «Омега»

КС122

Новый товар

Нательный крест является развитием стиля одной группы византийских крестов VI–VII вв. Главным типологическим признаком этой группы является лаконичная конструкция, состоя­щая из четырех объемных балок, расширяющихся от центра. В сече­нии балки представляли шести­гранник или круг.

Серебро, позолота, чернение
Размер: 42×24 мм
Вес ~6,5 гр

Подробнее

В наличии

11 000,00 руб

Добавить в избранное

Описание

Серебро, позолота, чернение
Размер: 42×24 мм
Вес ~6,5 гр

Нательный крест является развитием стиля одной группы византийских крестов VI–VII вв. Главным типологическим признаком этой группы является лаконичная конструкция, состоя­щая из четырех объемных балок, расширяющихся от центра. В сече­нии балки представляли шести­гранник или круг. Декор таких крестов был предельно аскетичен. Особое внимание уделялось только центру креста как месту Бога. Там помещался драгоценный камень или какой-либо другой символический элемент, обозначающий Христа. Грани крестов, как правило, были гладкими, но иногда на них встре­чались гравированные надписи мо­лит­венных обращений к Господу или фрагменты текстов из Евангелия. На горизонтальной балке часто имелись подвески из жемчужных бусин или греческих букв Α и ω. Подвески Α и ω часто встречались и на византийских процессионных крестах.

Наш крест во многом сходен с древними образцами, но имеет ряд отличий. Его балки в сечении представляют собой трапецию, т.е. половинку шестигранника, обра­щенного объемной стороной наружу, а усеченной, плоской – внутрь.

Доминантой креста является Нерукотворный образ Спасителя, выполненный в высоком рельефе и помещенный в круглом медальоне в центре. Он средоточие и источник всего. В символике распятия, где вертикаль креста означает небес­ное, а горизонталь – земное, образ Спасителя принадлежит обоим направлениям и тем самым утвер­ждает христологический догмат о том, что Христос есть истинный Бог и истинный человек. Когда же мы рассматриваем крест как модель четырехчастного мира, то образ Спасителя в центре иллюстрирует слова древнего пророчества: «Бог же Царь наш прежде века: содела спасение посреде земли» (Пс. 73.12).

Четыре расширяющиеся балки креста, исходящие из центра, понимаются как четыре луча Света Жизни, исходящего от его источника Христа. Эту символику усиливает декор балок, где грани украшены зигзагообразным орнаментом, а ребра – рядами зерни. Аналогич­ный орнамент изображен на круглом подвижном оглавии. Вокруг образа Христа, разнесенная на четыре стороны, – надпись (Иисус Христос Победитель). Медальон с Нерукотворным Обра­зом фланкируют подвески из двух греческих букв
Α и ω, иллюс­трирующие слова Откровения (1:8): «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель». Они, как и буквы на крестчатом нимбе Спасителя οωΝ (Сущий), утверждают Божественную сущность Христа. Кроме того, Нерукотворный образ Спасителя выполняет защитную и целительную функции, а также является символом и гарантией победы. Это связано с историей самой иконы, которая была создана Господом в помощь страждущему человеку (царю Эдессы – Авгарю), а в дальнейшем, находясь над городскими вратами, служила защитой от врагов.

Оборотная сторона креста имеет углубление, стенки которого украшены зигзагообразным орна­мен­том. В углубление вложен крест, повторяющий форму наружного. На нем имеются крестообразно записанные слова на греческом языке ΚΥΡΙΕ ΒΟΗΘΕΙ (Господи, помоги!). Такие обращения к Господу и к Богородице часто встре­чались на ранневизантийских апо­тро­пеях (предметах, выпол­няющих защитную функцию). Важно отметить, что греческое слово βοήθει означает не просто просьбу о помощи, а крик, который исходит от человека, вдруг осознавшего свою близкую гибель.

Отзывы

Пока нет обзоров.

Написать отзыв

Крест «Спас Нерукотворный» с подвесками «Альфа» и «Омега»

Крест «Спас Нерукотворный» с подвесками «Альфа» и «Омега»

Нательный крест является развитием стиля одной группы византийских крестов VI–VII вв. Главным типологическим признаком этой группы является лаконичная конструкция, состоя­щая из четырех объемных балок, расширяющихся от центра. В сече­нии балки представляли шести­гранник или круг.

Серебро, позолота, чернение
Размер: 42×24 мм
Вес ~6,5 гр