Крест «Голгофский крест. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София»

КС126

Новый товар

Небольшой нательный крес­тик имеет греческие пропо­рции и короткие балки в виде полукружий. Оглавие креста неподвижное, близкое к сферической форме. Его гладкая поверхность украшена тремя рядами зерни. Подобные формы были характерны для группы крестов и энколпионов, бытовавших в IX-XII вв. в Византии и ее провинциях.

Серебро, позолота, чернение
Размер: 23,8×16,3 мм
Вес ~4,8 гр

Подробнее

В наличии

6 300,00 руб

Добавить в избранное

Описание

Серебро, позолота, чернение
Размер: 23,8×16,3 мм
Вес ~4,8 гр

Небольшой нательный крес­тик имеет греческие пропо­рции и короткие балки в виде полукружий. Оглавие креста неподвижное, близкое к сферической форме. Его гладкая поверхность украшена тремя рядами зерни. Подобные формы были характерны для группы крестов и энколпионов, бытовавших в IX-XII вв. в Византии и ее провинциях. Наибольшее их распространение было в Грузии. На Руси сходный вид имели мощевики в XIV-XV вв., но большинство из них были ближе к квадрифолийной форме, с квадратом в центре, что позволяло им передавать символизм Небесного Града.
На лицевой стороне нашего креста в центральном круглом медальоне изображен восьмиконечный Крест с орудиями страстей – копьем и тростью, установленный на Голгофе с главою Адама. Свободное пространство медальона заполнено тради­ционными надписями, носящи­ми вероучительный и прослав­ляющий подвиг Спасителя характер.

В верхней части – (Царь Славы) – надпись, утверждающая истинное царское достоинство Христа, в противовес язвительной «Пилатовой дщице», и говорящая, согласно святому Афанасию и бла­жен­ному Феодориту, толкующим 23 псалом, о Воскресении и Вознесении Господа. По краям гори­зонтал­ьной балки креста – (Иисус Христос) – имя Господа, утверждающее, что Он есть предсказанный в Ветхом Завете Мессия.

Чуть ниже – НИКА (Победитель) – надпись, свидетельствующая о победе Христа над адом и смертью. Над горой Голгофой – аббревиатура МЛРБ (Место Лобно Рай Бысть, что озна­чает – «лобное место стало раем») – надпись, говорящая о вос­станов­лении утраченного рая. Буквы К и Т обозначают орудия страстей – копие и трость, а буквы Г и А – главу Адама. Балки креста де­ко­риро­ваны византийским орна­ментом из кринов (лилий), являю­щихся древним символов жизни и обновления природы. Тем самым крест показывается как Древо Жизни.

Всю оборотную сторону креста занимает рельефная икона святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, обрамленная по контуру надписями их имен на церковно-славянском языке. Лики святых мучениц как бы вложены в крест, как в створку мощевика, а вся композиция иконы гармонично повторяет форму креста. Тем самым ис­то­рические образы вос­при­нимаются и как аллегории хрис­тиан­­ских добродетелей, имена кото­рых они носят. Мученический крест в руках святой Софии, нахо­дясь в геометрическом центре ком­позиции, становится проекцией Креста Господня с лицевой стороны. Более того, оказываясь над головой святой Любови, он иллюстрирует слова апостола Павла: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше» (1 Кор. 13:13).

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София жили во II веке в Риме. Св. София была благочестивой вдовой-христианкой. Нося имя София, что означает «мудрость», а в христианской тради­ции и «Премудрость Божия», она промыслительно дала доче­рям имена трех христианских добродетелей и воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу. Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. Наме­ст­ник Антиох донес об этом императору Адриану (117-138), и тот ве­лел привести их в Рим. Понимая, зачем их ведут к императо­ру, святые де­вы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он пос­лал им силы не устрашиться пред­стоя­щих мук и смерти. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде – 10 и Любови – 9 лет) оставались непреклонны. Тогда император при­ка­зал жестоко истязать их: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их. Младшую, Любовь, привязали к ко­лесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяже­лейшей, пытке: мать была вынужде­на смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Небесного Жениха. Все три девицы с радостью встретили свою мученическую кончину. Они были обезглавлены.

Чтобы продлить душевные стра­да­ния святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и наконец предала там свою душу Господу. Тело ее погребли на том же месте. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.

Отзывы

Пока нет обзоров.

Написать отзыв

Крест «Голгофский крест. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София»

Крест «Голгофский крест. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София»

Небольшой нательный крес­тик имеет греческие пропо­рции и короткие балки в виде полукружий. Оглавие креста неподвижное, близкое к сферической форме. Его гладкая поверхность украшена тремя рядами зерни. Подобные формы были характерны для группы крестов и энколпионов, бытовавших в IX-XII вв. в Византии и ее провинциях.

Серебро, позолота, чернение
Размер: 23,8×16,3 мм
Вес ~4,8 гр